Стать байером
Специализация
Мобильный телефон
Стать экспонентом
Специализация

Начало сезона заказов FW 2021/22

автор: Юна Завельская
Наступил 2021 год, а вместе с ним и подошла пора очередного выставочного сезона во всех сегментах моды. Байеры уже готовы к формированию ассортимента на сезон осень-зима 2021/2022, только вот, как и где будут они размещать свои заказы? Попытаемся понять, каким будет этот закупочный сезон для кожевенно-обувной отрасли.

Не секрет, что даже сейчас, с началом вакцинирования по всему миру, выставочная индустрия переживает далеко не лучшие времена, трейд-шоу во всех частях света отменяются и переходят в онлайн-формат, и только в России, кажется, еще сохраняются надежды на продолжение живого общения отрасли, однако границы закрыты, а внутреннее производство модных товаров в нашей стране не покрывает спроса, так что без импорта одежды и обуви (обуви особенно) российскому ритейлу никак не обойтись. Где же выход? Какие площадки и как будут работать в этом сезоне, какие коллекции обуви и сумок на них представлены, на что имеет смысл обращать внимание байерам и куда, самое главное, устремится потребитель в 2021 году? Этим вопросом сейчас озабочены все ведущие отраслевые эксперты в мире, так или иначе пробуя на вкус и цвет процессы трансформации индустрии, запущенные ковидом. Обсуждения происходят на многочисленных онлайн-платформах, поскольку даже самые консервативные выставочные компании, типа организаторов крупнооптовых Expo Riva Schuh и Gardabags, были вынуждены в этом сезоне перейти в цифровой формат, уже не надеясь на возможность проведения физического шоу в ближайшем будущем (почти по всей Европе антиковидные меры продлены до начала марта). В этом есть свои плюсы и минусы.

Из плюсов:
– Состав спикеров межотраслевых онлайн-конференций существенно разнообразился и даже, не побоюсь этого слова, вырос в профессиональном отношении – те мэтры, которые не могли найти времени в своем загруженном расписании для посещения отдаленных уголков планеты, с легкостью соглашаются поделиться опытом в онлайн-формате.
– Для посетителей и слушателей профессиональных конференций на онлайн-площадках весь этот низвергшийся на них поток знаний доступен бесплатно (что, кстати, отчасти обесценивает официальное образование в области теории и маркетинга моды).
– Время демонстрации коллекций и, соответственно, написания заказа продляется: у кого на месяц-два (как у крупнейшей итальянской выставки обуви MICAM и сумок MIPEL, а также бразильской выставки материалов и комплектующих Inspiramais), у кого на три-четыре (как у той же Expo Riva Schuh & Gardabags Home Edition и всей флорентийской группы Pitti Immagine, включающей в себя в том числе выставки Pitti Uomo, Pitti Bimbo и дизайнерскую Super).

Из минусов:
– Цифровые форумы накладываются друг на друга в расписании, поскольку никто более не озабочен совпадением дат и возможностями байеров перемещаться в пространстве, а это делает почти невозможным их посещение в реальном времени (разве что в записи).
– Языковой барьер, особенно значимый для выходцев из постсоветского пространства, никто не отменял – воспринимать большой поток профессиональной информации даже на международном английском тяжеловато, поэтому ни участников, ни посетителей из России на этих конференциях, да и желающих вести переговоры с новыми поставщиками путем онлайн-звонков, когда нельзя положиться на язык мимики и жестов, почти не наблюдается. Что грустно, поскольку выключает игроков российского рынка из общемирового контекста моды.
– Коллекций на двух уже открывших сезон платформах – Pitti Connect (с 9 января по 5 апреля) и Expo Riva Schuh & Gardabags Home Edition (с 16 января по 1 мая) – представлено существенно меньше, чем обычно на их же физических выставках. Так, примерно, раз в шесть (222 участника на ERS Home Edition и 250 на Pitti Connect вместо 1200-1300 брендов в каждую сессию).
– Компании выставляют на платформах редко, когда даже 100 артикулов, а чаще 20-30 основных моделей, либо отснятый лукбук на 10-15 образов. Вместо 1500-2000 образцов обуви, которые обычно показывались на отбор в офлайн-формате. Для люксовых и премиальных марок, экспонентов Pitti Uomo и Pitti Bimbo, даже для брендов сумок и кожгалантереи этого, может быть, и достаточно, для производителей обуви массового сегмента – точно нет.
– Из представленных моделей можно составить представление о технологических возможностях фабрики – сапоги, кроссовки, сандалии, высококаблучные модели, детский ассортимент, но трудно, либо совсем невозможно увидеть стилистику коллекции, а тем более, понять, как донести ее в магазине до конечного потребителя. Возможности по визуальному оформлению стенда на всех платформах ограничены, в том числе и по объему выставляемых артикулов, а сами производители обуви до сих пор не слишком много внимания уделяли разработке имиджевых материалов. Это, кстати, заметно и по российским оптовым онлайн-ресурсам. Возможно, ситуация изменится, но не сразу – рынок должен перестроиться, в том числе и с точки зрения подготовки кадров для отрасли.

Кадровый голод

Вот о кадрах и их подготовке хотелось бы сказать отдельно. Что выявил переход отрасли в цифровой формат?
1)     Меняется позиция байера в этом сегменте, точнее даже, набор компетенций, которыми должен обладать байер сегодня. Об этом много говорилось в рамках конференции Expo Riva Show 16-19 января (записи доступны после регистрации на платформе), и до конца проведения итальянской выставки будет еще несколько прямых эфиров на эту тему. Сегодня байер – это, скорее, уже продакт-менеджер, который должен уметь выбирать материалы в онлайн-режиме, размещать заказы на производстве (по скайпу или в зуме), а не выбирать из готовых коллекций. И сдвиг в эту сторону будет только ускоряться, поскольку уже сейчас в отрасли обсуждается возможность предложения образцов в формате 3D, а не в виде реально отшитых полупар.
2)     Вновь становятся актуальными профессии фотографа и видео-оператора, которые несколько потеряли свою финансовую привлекательность лет 10 тому назад. Попытки производителей и владельцев магазинов своими силами насытить контентом аккаунты в соцсетях и тем более организовать визуально привлекательные стенды на выставочных платформах в большинстве случаев потерпели провал ввиду непрофессионализма исполнителей. Нужны быстрые и качественные съемки коллекций и лукбуков с правильно выставленным светом и композицией – от этого продажи сегодня зависят даже больше, чем от качества исполнения самого продукта.
3)     Про контент-менеджеров, интернет-маркетологов и IT-специалистов мы даже не говорим – с переходом на «цифру» они стали востребованы по умолчанию. Хорошая новость в том, что большинство онлайн-выставок сегодня базируются на облачных платформах (ERS Home Edition на Swapcard, MICAM/MIPEL на NuOrder, Pitti Connect на Stentle), где многие сервисы уже прикручены как конструктор или входят в общий пакет, причем, стоит это гораздо дешевле, чем запускать интернет-магазин самостоятельно и продвигать его на просторах всемирной сети.

Макротренды и потребительский спрос
Второй важный момент, который требует отдельного разговора – это определение актуальности закупаемых коллекций. На физической выставке тренды и бестселлеры определяются просто визуально, в онлайн-формате нельзя увидеть, что на одних стендах «густо», а на других «пусто». Опираться можно только на Big Data-исследования продаж, собственное чутье и мнения аналитиков, а поскольку аналитика там представлена зарубежная, на российском обувном рынке с этим по-прежнему не очень хорошо, то и поправки на местный спрос придется делать самостоятельно. Вывод, который можно сделать на основании сообщений спикеров Expo Riva Show:
– Все рынки после пандемии атомизируются, как и люди – потребители гораздо лояльнее начинают относиться к локальным брендам и продуктам.
– Потребители ценят в коллекциях игровой момент, модульность и возможности трансформации изделий, элементы ручного труда – homemade.
– Среди важных факторов выбора: справедливость торговли, приверженность бренда экологическим ценностям (в том числе через упаковку изделий!), возможность утилизации продукта.
– Горизонтальные связи в обществе укрепляются, что выдвигает на первый план локальные комьюнити и поддержку соседского бизнеса – это ритейлерам на заметку, магазины у дома сейчас важнее, чем локация торговой точки в престижных ТЦ.
– И завершает этот список требований сокращение плеча логистики и востребованная у новых потребителей доставка до дома. По мнению многих отечественных аналитиков, здесь российские ритейлеры за время пандемии совершили просто качественный скачок, чего нельзя сказать об оптовых поставках. Но и в этом плане ситуация начинает меняться – уже появились первые дропшипинг-платформы с доставкой малого опта по России (в частности, Via Del Buyer), в дальнейшем их число будет только расти.

Тренды в коллекциях осень-зима 2021/22
Сегодня эксперты сходятся на том, что коллекции следующего сезона, по сути, повторяют предыдущие. Ярких открытий новых брендов нет, ярких новинок (за исключением высокого спорта и категории safety-обуви) тоже. Задачу на этом фоне вычленить из текущих коллекций особо актуальные модели берут на себя либо крупные В2С-платформы, если бренд продается на Wildberries или Lamoda, либо шоу-румы. В рамках Pitti Connect, где сейчас показаны мужские и детские обувные марки люксового и премиального сегментов, это делают стилисты крупных универмагов и трендовых бутиков, на Expo Riva Schuh Home Edition 18-19 февраля откроется свой Expo Riva Showroom, где тренды сезона осень-зима 2021/22 на примере представленных на Expo Riva Schuh & Gardabags Home Edition коллекций обуви и кожгалантереи попытаются вычленить дизайнер люксовой обуви и кожгалантереи, трендвотчер, консультант STAHL Design Studio, преподаватель Института европейского дизайна (Милан) Серджио Беллони (Sergio Belloni), менеджер по продукту в категории «обувь» бренда Vivienne Westwood Милена Буттарелло (Milena Buttarello), байер и мерчандайзер, экс-менеджер по продукту СТМ одежды и аксессуаров YOOX Net-a-Porter Group Элис Мазьеро (Alice Masiero), менеджер по размещению заказов на производстве и один из создателей бизнес-кластера Globalgest Europe Маурицио Оливьеро (Maurizio Oliviero). Мы попытались сделать это раньше, и вот, что из этого получилось.

Ключевые модели осенне-зимних коллекций 2021/22:
– ботинки-челси во всех видах, от резиновых полусапожек до сапог высотой до середины голени;
– позаимствованные у защитной обуви гибриды классических армейских ботинок и высоких сапог с верхом из текстиля или замши с резиновыми галошами (разновидность здесь – модели ботиков с налетом ретро и боковой застежкой на пуговички);
– высокие белые ботинки со шнуровкой и полусапоги – как правило, на платформе или подошве типа «мост» с тонкой перемычкой в геленке (определяющим признаком для этой категории является цвет – совершенно непрактичный в зимней России, но от этого не менее модный);
– меховая подкладка из овчины или шерсти-керли на модели, которые такой подкладки вовсе не предполагают – сандалии, бабуши с замятыми задниками, кроссовки, лоферы и мокасины. Отдельно хочется отметить клоги и сабо-трансформеры, когда к очевидно летней модели приторачиваются меховые гамаши;
– сапоги канадского лесоруба (как в мужских, так и в женских коллекциях) и более элегантные их вариации сапоги с голенищами-трубами типа тех, что традиционно называют сапогами наездника (иногда, впрочем, наездники подразумеваются из племени навахо – тогда это модель высоких мокасин на шнуровке и с меховой подкладкой);
– сапоги, ботильоны и полусапожки на каблучке и с высокой шнуровкой – тоже аллюзия на стиль ретро, особенно если используется сочетание текстиля и кожи для верха, либо заимствование из ботинок для фигурного катания – кстати, все эти ретро-черты проглядывают и в мужских коллекциях, иногда даже более экстравагантных в своей вечерней части, чем женские;
– кроссовки на зубчатых «акульих» подошвах с членением деталей верха по типу экзоскелета, вязаные кроссовки с концентрической круговой стежкой, либо уж совсем экзотический вариант – сникеры с обмотками, перехваченными ремешками либо шнурками (так называемая модель «выживальщика») – подробно об этом тренде можно прочитать здесь: https://buyerstar.ru/sneakertrends.

О летних моделях, которые тоже представлены сейчас на онлайн-выставках, но, скорее, в формате свободного склада, можно прочитать здесь: https://buyerstar.ru/trends_ss21. А по поводу следующего летнего сезона 2022 мы поговорим отдельно.
Читайте также